Меню
Статья Любови Тихомировой

ЗОНА КОМФОРТА и ЗОНА РАЗВИТИЯ

Как выбрать оптимальный подход для своего развития и развития наших детей?
...дети сами выходят в зону развития по мере освоения и присвоения нового...
Большинство современных родителей стремится развивать своих детей. Даже слово такое появилось в русском языке – «развивалки», на которые ребёнка чуть ли не с рождения начинают водить. Под развитием родители понимают освоение новых навыков и знаний, желательно с опережением возраста. Кажется, что чем бОльшим количеством знаний владеет ребёнок, чем более он «разносторонне развит», тем более успешным он сможет стать в жизни.

Для нас, родителей детей с особенностями, развитие приобретает особенное значение, если у наших детей диагностируют «задержку развития», сообщают нам об «отставании в развитии» или «неравномерном развитии». А ведь в период ожидания ребёнка мы наверняка думали о «развивашках». После сообщения в задержке, слово «развитие» становится сверхценностью. Мы начинаем бег вверх по эскалатору, едущему вниз.

Что же такое эта самая Зона Развития? Чем она отличается от Зоны Комфорта и Зоны Стресса?

ЗОНА КОМФОРТА – это территория в первую очень безопасная, питательная, наполняющая силами. Территория хорошо освоенная, знакомая, привычная, удобная на всех уровнях - физическом, эмоциональном и когнитивном. В ней мы можем чувствовать себя полностью расслабленно.

Характеристики: стабильность, предсказуемость, удобство, расслабление, наполнение ресурсами.

Однако в ней может стать скучно. Скука – изумительное свойство человека! Именно из скуки рождается импульс к освоению нового, к развитию.

ЗОНА РАЗВИТИЯ – это зона риска, эксперимента, зона освоения неизведанных территорий. В неё нас влечет любопытство и естественное, свойственное каждому человеку желание узнавать, осваивать и создавать новое. В ней есть драйв, энергия, приятное волнение.

Характеристики: посильные задачи, требующие некоторого напряжения, лёгкая непредсказуемость, риск, драйв, удовольствие от освоения нового, разумный расход ресурсов.

Выходить из Зоны Комфорта в Зону Развития человек в любом возрасте выбирает сам. Это естественное внутреннее побуждение и желание. Внутренний выбор.

Если же его толкают, пихают, вынуждают – обстоятельства или другие люди – человек попадает в Зону Стресса.

Зона Стресса не равна Зоне Развития, их часто путают, поскольку не многим из нас посчастливилось, а скорее всего никому не удавалось, расти в Зоне Комфорта, выходя из неё в Зону Развития по собственному свободному выбору. Вообще, это некая идеальная картинка, не существующая в реальности, но хорошо позволяющая заметить важные вещи о себе и своих детях и, возможно, иначе расставить приоритеты.

ЗОНА СТРЕССА – это территория борьбы за выживание. Зона борьбы за жизнь, за сохранение собственного достоинства, за сохранение контакта с людьми, от которых зависишь. В этой зоне нет развития, есть адаптация, попытка уцепиться когтями и зубами, подстроиться, притереться, прогнуться или допрыгнуть. Есть много страха. Человек прилагает сверхусилия, чтобы справиться с влияющими на него внешними и внутренними факторами.

Характеристики: полное отсутствие стабильности, непосильные задачи, жизнь на пределе возможностей, перерасход ресурсов до полного истощения и бессилия.

Человек, живущий в Зоне Стресса, испытывает тревогу. Ему жизненно необходимо вернуться в Зону Комфорта. Вместо этого он начинает думать «надо развиваться! надо что-то делать! но мне страшно!». Он может через страх освоить новые навыки и знания (как говориться, можно научить медведя ездить на велосипеде, а зайца – курить), но скорее всего, полученные таким образом новые навыки и знания не будут им хорошо и планомерно освоены.

Хороший путь:
1. напитаться и наполниться ресурсами в Зоне Комфорта
2. осознанно выбрать ближайшую Зону Развития, проверить, хватит ли ресурсов рискнуть
3. пойти в неё и хорошенько освоить
4. осваивать до тех пор, пока она не будет полностью присвоена, то есть превратится в Зону Комфорта, из которой можно будет выбирать новые территории для освоения.

Важно: если внешние события вогнали вас в Зону Стресса (вас уволили с работы, с вами порвали отношения, близкий человек заболел или вы его потеряли, случились пожары, потопы и прочие бедствия), не пытайтесь "развиваться", возвращайтесь к ресурсам, пополняйте силы, окружайте себя заботой и максимальным комфортом до тех пор, пока не будете готовы к освоению новых территорий.

Развитие детей, кстати, тоже происходит по этому принципу - они сами выходят в зону развития по мере освоения и присвоения нового, если у них есть Зона Комфорта, спокойствия и безопасности, в которую можно возвращаться при необходимости, к которой можно присоединять новые территории.

В случае с "особыми" детьми, в первую очередь с аутичными детьми, мы, родители, в тревоге своей толкаем их в Зону Развития слишком сильно ("он уже ДОЛЖЕН это мочь, уметь, знать и понимать! ну должен же!!!"), не учитывая их сенсорных, когнитивных, нейро- и других особенностей. Но ребёнок попадает в Зону Стресса – он в панике, ему тяжело и страшно, он сопротивляется и пытается себя успокоить всеми доступными ему способами: кричит, стучит, подпрыгивает, трясет руками, эхолалит, диссоциируется - "улетает", начинает упорядочивать, выстраивать в ряды предметы и т.д. Он пытается справиться с тревогой, пытается подстроиться, вписаться, прилагает сверх-усилия, рушится на них, приобретает опыт неуспешности и низкую оценку собственных возможностей, низкую оценку себя самого.

Нам важно возвращаться с ним в его Зону Комфорта, позволять и помогать ему восстановить силы и спокойствие, напитаться хорошим и собраться в новую экспедицию, в ближайшую для него Зону Развития.

Если вы сами не бываете в Зоне Комфорта, не помните, что это такое, если вы ощущаете усталость, загнанность, тревогу, вам некуда пригласить ребёнка. Предлагаю вам познакомиться со своей Зоной Комфорта, создать её и начать входить в неё и расширять на он-лайн курсе «Мой ресурс и мой релакс» программы «Довольный жизнью родитель».