Когда к вам в семью приходит ребёнок-трикстер, у вас очень мало шансов остаться прежним.
Очень неудобный для вас ребёнок. Он может быть непослушным, неуправляемым, пассивным, взрывным, сверхактивным, отрешенным, непредсказуемым... Его поведение может быть продиктовано физической болью, о которой он не может сказать, скрытой или явной болезнью, иным типом устройства нервной системы, другим способом обработки информации, генетикой, органикой, психиатрией, всем сразу или неизвестно чем. В любом случае он вызывает у родителей, родных и тех, кто с ним взаимодействует
МНОГО ЧУВСТВ.
Он приходит в этот мир, в свою семью, к своей маме с очень тяжелой и важной миссией. Его предназначение - раздражать, вызывать гнев и ярость, обижать, бесить, доводить до предела, до отчаяния. То есть провоцировать окружающих на чувства, которые мы запрещаем себе испытывать. Показывать нам то, что мы не хотим в себе видеть.
Главная характеристика: лишать равновесия, выбивать почву из-под ног, сталкивать с невыносимым, выводить из себя. Заставлять нас проявить свою Тень – ту часть, которую мы в себе отрицаем.
Если я считаю себя очень
спокойным и уравновешенным человеком, который никогда не выходит из себя (и чего другие раздражаются? вы успокойтесь, берите с меня пример) – своим поведением мой ребенок-трикстер меня выведет и выбесит, поднимет во мне волну ярости. И придется признать, что во мне, оказывается, сидит мегатонна злости, которую я всю жизнь до этого давила в себе.
Я мягкая, любящая, принимающая, я буду следовать за интересами и талантами ребенка и поддерживать их – он не будет интересоваться ничем, кроме мигающих лампочек и автоматических дверей. Мне придется стать жестоким дрессировщиком, который непрерывно заставляет его делать то, что ему не нравится.
Я сильная, мне любая задачка по плечу, я могу делать несколько дел одновременно, успеваю в десяток мест, со всем справляюсь и всё могу выдержать – мой ребёнок доведет меня до отчаяния, полного истощения и бессилия. Он покажет мне, что я могу далеко не всё, не успеваю, не выдерживаю, не справляюсь. Устаю и нуждаюсь в отдыхе. Совсем не умею отдыхать и не позволяю себе этого.
Я быстрая и стремительная - он будет сама медлительность.
Я люблю чистоту и порядок - он за минуту переворачивает дом вверх дном.
Для меня важна неспешность, последовательность - он рушит все планы.
Я успешная и амбициозная, с хорошим вкусом и безупречными манерами, с большими возможностями для самореализации и для реализации моего ребенка. Я мечтала, как буду выводить его «в свет», в котором он будет блистать. Стыд за его интеллектуальные и поведенческие особенности, за его «неидеальность», будет загонять меня в одиночество и изоляцию, заставит сменить круг общения и отказаться от множества моих амбиций. И тогда я, может быть, замечу, как сильно я завишу от мнения окружающих, как мне важно производить определенное впечатление, казаться красивой картинкой, а не быть собой.
Я добрая, сердечная, всем сочувствую, помогаю и стараюсь не доставлять неудобств, со мной всем легко и приятно – он будет проявлять полное бесчувствие, будет прогонять людей, мешать им, «делать на зло», дразнить их и улыбаться в ответ на их страдания. То есть вытворять такое, чтобы я ужаснулась: «Боже, какой стыд! И это мой сын!». И ужасалась, и стыдилась бы так сильно и так долго, чтобы понять, насколько мне важно заботиться о других, насколько комфорт других людей для меня важнее моего собственного и комфорта моего ребенка. Настолько важнее, что я готова сделать больно собственному сыну, только бы он никому не причинял неудобств. Вот это да…
Я - эффективный человек, я умею быть очень продуктивной и достигать высоких результатов. Я всю жизнь «получаю пятерки» по всем предметам, покоряю все вершины, к которым стремлюсь - мой ребёнок поставит мне «двойку» по предмету «родительство».
Я - везунчик и счастливчик. Мне всё всегда давалось легко. А тут… такая неудача, такая ужасная несправедливость! Почему это случилось со мной?
Я педагог, учитель, тренер, я хорошо умею объяснять, передавать знания, учить навыкам – с этим ребёнком не будут работать никакие проверенные годами и поколениями методики и приемы. Он будет «тупить», не понимать ни с 1-го, ни с 100-го раза, забывать то, чему вроде бы уже удалось с таким трудом научить, сопротивляться, делать по-своему, ставить в тупик. Как часто я слышала от педагогов, спортивных тренеров и врачей возгласы растерянности и отчаяния: «я много лет работаю с детьми, но это первый ребенок, с которым я НИЧЕГО не могу поделать!!!»
Я втайне уверена, что у меня всё под контролем. Я всё могу и всё зависит только от меня. Как захочу, так и будет, надо только постараться. Мой ребёнок НЕ ПОДДАЕТСЯ, я не могу его исправить, заставить быть таким, как мне хочется, он меня не слушается, у него «слетает поведение», он теряет навыки, у него случается откат, несмотря на все мои усилия.
Ребенок-трикстер приходит к нам, чтобы больно повернуть нас к тому, чего мы боимся больше всего, к самым страшным из наших кошмаров:
- к тем чувствам, которые мы не позволяем себе испытывать;
- к тем состояниям, в которые мы стараемся не попадать;
- к тем ситуациям, которых нам до его появления удавалось избегать;
- к тем проявлениям нашей личности, которые «точно не про меня»;
- к грустному факту, что не всё в наших силах.
Ребенок-трикстер изо дня в день продолжает выполнять свою тяжелейшую и важнейшую миссию - служит отличным детектором реальности и наших «слепых пятен», показывает всем, кто с ним встречается, то, на что нам не хочется смотреть. Это тяжелая роль, ведь он вызывает огонь на себя – раздражение, злость, гнев, ненависть, агрессию. Наша психика когда-то мудро создала эти «слепые пятна» для защиты от боли. Отказываться от иллюзий о мире и о себе страшно, встречаться с реальностью больно. Обычно мы защищаемся всеми силами и ненавидим тех, кто отнимает наши «доспехи», оставляя нас безоружными и беспомощными. А если это ребенок? Любящие родители направляют эту ненависть на себя, на партнера и на окружающих, чтобы не начать ненавидеть собственное дитя.
Хотя и дитя тоже временами ненавидят, если откровенно… Ребёнку-трикстеру порой хочется отомстить, переложить на него ответственность за болезненное столкновение с собственным несовершенством, навесить клеймо «он чудовище!». Однако ребёнок не добр и не зол, не хороший и не плохой, он просто такой. Делает то, что для него сейчас естественно и органично, как дышать.
В подтверждение этой гипотезы говорят ситуации, когда такой ребёнок встречается с человеком, который хорошо изучил себя и получает удовольствие от новых открытий про себя самого. Таких людей ребёнок трикстер своими "выходками" приводит в радостное изумление: "ну надо же, никогда бы не подумал(а), что я...!". Таким людям я лично с радостью доверяю своего ребёнка, поскольку они не будут мстить ему за то, что он столкнул их с тем, чего они не хотели в себе видеть.
Первое столкновение происходит в самом начале, и каждый родитель, у которого возникает
«за что мне такой ребенок?», со временем меняет его на конструктивный
«для чего мне такой ребенок?». В ответах на него кроется много потенциала, много силы, энергии, любви и радости. Я нашла свой ответ:
для того, чтобы я узнала себя настоящую и начала жить своей собственной, а не навязанной кем-то жизнью. Это оказалось сложной задачей. Однако результаты стоят инвестированных в её решение сил и времени!
Узнали ли вы себя в моих описаниях?Похожи ли ваши дети (с гиперактивностью, дислексией, дисграфией, с синдромами, ментальными, когнитивными нарушениями, в спектре аутизма, другими особенностями развития или вовсе без них) на таких трикстеров?
Что в их проявлениях вызывает у вас наибольшее раздражение или отчаяние?
Какие ответы на вопрос «для чего?» удалось найти вам?
Что нового вы узнали о себе, о других людях и об устройстве мира, благодаря вашим детям?