Меню
Статья Любови Тихомировой

"ПОТЕРЯШКИ И ПОТЕРИ"


...Грусть - это прощание. Нам уже не больно, горькое горе сменяет светлая грусть...
Наши особые дети, в первую очередь РАСпрекрасные, часто очень сильно переживают потери своих предметов – шапок, перчаток, книг, игрушек, сменной и уличной обуви и т.п.

Теряют они их тоже часто, поскольку многим из них сложно удерживать внимание, переключаться с одной деятельности на другую, а уж многозадачность - это высший пилотаж даже для самых взрослых и осознанных людей. Я сейчас пишу о детях с РАС, но это же актуально для всех детей, просто на их примере это ярче видно.

Пример многозадачности: одеваться + мысленно готовиться к выходу, представлять, какие надо сделать следующие действия (возможно, предвкушать захватывающий процесс нажатия на кнопки лифта и домофона или страшиться поездки в шумном транспорте) + думать о том, куда мы идем и что будет там и тревожиться об этом + слушать взрослого и реагировать на его слова + ... ох, как много всего! И при этом важно не забыть взять с собой всё то, что помогает вне дома, (т.е. в ситуации неопределенности!), чувствовать себя спокойнее.

Любимые, часто абсурдные на наш взгляд, предметы, без которых ребёнок не хочет выходить из дома, на самом деле - успокоительные штуковины, островки стабильности для них.

Могу ошибаться, но мне кажется, что у ребёнка с РАС происходит примерно так (пусть меня поправят специалисты и взрослые люди с аутизмом): "это мой предмет, он мне хорошо знаком, он предсказуем, а значит, безопасен в этом плохо понятном и непредсказуемом для меня мире, за обработкой сигналов которого не успевает моя нервная система или от которых перегружается. И вот он исчез! Этот предмет! Он подвёл меня! Я ему доверял как верному другу, а он тоже повел себя непредсказуемо! Ааа, на что опереться?! Кому верить?!"

Требование ребёнка вернуть предмет немедленно - это отчаянная потребность вернуть утраченную стабильность. Поэтому он так громко кричит, так отчаянно рыдает, так неистово требует.

Если мы, взрослые, понимаем это, нам проще не злиться на "эту дурь", и не обесценивать чувства ребёнка: "нашёл из-за чего переживать, оно того не стоит", а относиться к его переживаниям с уважением.

Любая потеря, утрата вызывает чувство горя и запускает процесс горевания. Даже маленькая и казалось бы незначительная. Если мы отмахнемся от своих чувств, не позволим себе или другому погрустить и отпустить потерю, может произойти "застревание в горе", что ведёт к повышению тревоги, попыткам всё и всех контролировать, каждая следующая потеря переживается всё острее или чувства "замораживаются", и всё это напрямую отражается на телесном здоровье.

Я не смею утверждать, что это всё обязательно произойдёт, но если ваш ребёнок от утраты вещей нервничает, кричит, требует невозможного и сводит вас с ума, попробуйте сделать следующие несколько шагов.

Шаг 1
Озвучить факт реальности: "да, эта вещь потерялась" и чувства ребенка "это очень обидно, горько, несправедливо, вызывает много злости / ты злишься, хочется кричать и плакать".

Шаг 2
Определить и озвучить, какие действия можно сейчас предпринять, чтобы её найти и вернуть: "мы сейчас вернемся и осмотрим места, где она может быть".

Шаг 3
Если возвращение вещи невозможно, дать возможность погоревать, подтвердив реальность: "да, её больше нет".

Шаг 4
Обязательно признать её ценность: "она была хорошая, нравилась тебе".

Шаг 5
Дать место для всех чувств, которые возникают в связи с тем, что её не вернуть: "это очень обидно, горько, несправедливо, вызывает много злости / ты злишься".

Шаг 6
Снова в реальность: "но это так".

Шаг 7
Возможно, возникает новое чувство: "это грустно".

Грусть - это прощание. Нам уже не больно, горькое горе сменяет светлая грусть. Мы простились с вещью и отпустили её. Можно жить дальше. Мы готовы к новым отношениям с другими, похожими или непохожими вещами.

В наш век ширпотреба проще всего сказать "другую купим". Однако, если мы не даем себе или ребенку возможность погрустить, мы таким образом блокируем чувства. Если мы не озвучиваем факты реальности, ребёнок может попасть в ещё большую тревогу: «был предмет и исчез, куда делся? я виноват? родитель? или неведомые силы? это всегда тут так – предметы исчезают, появляются, снова исчезают?», что не способствует его доверию себе, окружающим и миру, не способствует укреплению связей с реальностью, если мы говорим о ребенке с ментальными или сенсорными особенностями.

И пожалуйста, не забывайте обнимать своего ребенка (хотя бы взять за плечи, как бы собирая его), ведь когда его разрывает от чувств, ему в этот момент очень нужно ощущение границ своего тела.

Пусть в вашей жизни и жизни ребенка будет как можно меньше потерь, а те, что случатся, удастся прожить как можно легче!